Поисковая оптимизация
и продвижение сайтов в Интернете

Статьи и конференции по поисковому маркетингу


 





Конференция Семинары Рассылка о поиске Рассылка о продвижении Сервисы Статьи Книга




Рассылка о поиске


Анализатор омонимов

Об отношении [запросы/переходы] в поисковых системах

О релевантности дополнений Яндекса и Google

Метапоиск в браузере

Люди и алгоритмы. Поисковые технологии - 2010

Два подхода к геотаргетингу в SERP

Омонимия и полисемия в результатах поиска

Качество поиска - одной цифрой

357 афоризмов из "Горе от ума"

Дублирующие ссылки в выдаче


Порнография как объект поиска


Поисковый спам - примеры плохих идей

Коэффициент дублирования

Поиск по запросам-синонимам

Экономика сетевого плагиата

Региональный "Арзамас-2"

Первые успехи и первые ошибки экспертов

О моделировании поисковой выдачи

Кластеризация as is

Транзакционность и ранжирование

Коммерческое и некоммерческое

Забытое старое от W3C

Итоги одного эксперимента

Приватизированный индекс

Парадоксы релевантности

Парадигмы поиска или Божественный экзамен

Проблема выбора экспертов

Предисловие ненаписанной книги



Ежегодная конференция Internet Business Conference Russia 2014

Ежегодная конференция для бизнеса IBC Russia 2014 пройдет в Москве 27-28 ноября.
В программе конференции три потока: веб-технологии для бизнеса, интернет-реклама и digital-стратегии, поисковая оптимизация и продвижение. Впервые на конференции добавлены практикумы для выполнения практических заданий!

Успейте зарегистрироваться до повышения стоимости!


Запрос на услуги по продвижению сайтов

Чтобы отправить запрос на наши услуги, заполните форму ниже и нажмите кнопку Отправить. Мы проанализируем ваш сайт и перезвоним вам в течение рабочего дня.

* — поля обязательные для заполнения
** — заполните хотя бы одно из полей

ГлавнаяРассылка о поискеПорнография как объект поиска

Выпуск 18. Порнография как объект поиска

Проблемы качества поиска
== выпуск 18 ==


  АШМАНОВ и ПАРТНЕРЫ

ПОРНО КАК ОБЪЕКТ ПОИСКА
анализ Тор1000 Яндекса

От редактора
Порнография как объект поиска
Задать вопрос, подписаться на рассылку
ОТ РЕДАКТОРА

Google опубликовал результаты опроса "Поиск будущего", комментарии также появились на Серче. В том числе и мой, о том, что невероятная мощь машинного поиска все же нуждается в усилиях слабых человеческих рук... которые придерживают руль на кочках верного пути. Вот иллюстрация к случаю.

Этим летом в конце июня Яндекс предпринял усилия по подавлению порнографии в ответах на запросы, не относящиеся к "взрослой" тематике, см. заметку группы пролетарского гнева "О запросе ?3 и подобных ему". Это сразу же отразилось на соответствующем анализаторе качества работы поисковых систем. По странному совпадению, удаление порноссылок из результатов поиска двух ведущих поисковиков прозошло практически день в день, см. "О синхронизации Гугла и Яндекса".

Прошло всего четыре месяца. На графике анализатора уже можно заметить, что придавленное порно понемногу оживает и снова попадает в выдачу по не относящимся к тематике запросам. На примере одного маркера это видно еще лучше: 4 июля в ответ на запрос "рассказы" в Тор10 Яндекса не было ни одной порноссылки, сегодня - четыре, на второй и пятой-седьмой позициях. Google в ответ на этот запрос тоже вернул на откуп порнографии три-четыре ссылки, зато самые первые.

То ли мафия порнография бессмертна, то ли разработчики поиска устали высоко держать знамя борьбы. Но скорее всего, возврат обусловлен фактом, что очищенная от порно выдача по тестам оказалась хуже, пользователи попросту меньше кликали по ссылкам. К сожалению, я не сохранил скриншот SERP'а тех июльских дней, помню только, что впечатления были странные. Если раньше предлагались хоть "порно", но все же "рассказы", то в топе новой выдачи почему-то оказалась ссылки на сайт, продающий билеты в московский театр на пьесу по рассказам Шукшина, на сайт объявления о каком-то давно прошедшем детском конкурсе рассказа и т.п.

Вывод из этого следует прямо-таки философский: избавление от плохого еще не означает, что все станет хорошо. По крайней мере, в поиске. Зная реалии SEO, сложно представить поиск совсем без спама, но, как видим, даже волшебное исчезновение оптимизаторов и спамеров вряд ли приведет к принципиальному рывку в обеспечении качества поиска. Сегодняшняя статья является еще одним примером к данному тезису.

ПОРНОГРАФИЯ КАК ОБЪЕКТ ПОИСКА - Андрей Иванов

По данным Яндекса, запрос "порно" поступает в поисковую систему примерно шесть миллионов раз в месяц. Та же цифра в иной размерности: 200 тысяч в сутки, 8300 раз в час, 140 раз в минуту, 2-3 раза в секунду. Важный запрос.

Аудитория Рунета 30 миллионов человек. Шесть миллионов от тридцати - это каждый пятый. Люди задают поисковику сотни миллионов разных запросов в месяц, но мнение пользователя о качестве поиска складывается из оценки ответов на запросы, сделанные лично им. Среднее же количество запросов одного человека невелико. Получается забавная математика: значение выдачи по одному запросу из сотен миллионов, казалось бы, мизерно, но, минимум, 20% аудитории Рунета оценивают поисковик всего по одной формулировке, и роль этой оценки в мнении каждого человека уже вполне значима. Вопрос: стоит ли отдельно задуматься над выдачей по столь важному запросу, или и дальше рассматривать его на общих основаниях - столько-то слов, столько-то внешних ссылок и т.д?..

Опыт практических размышлений об идеальной выдаче у нас есть. Напомню, что по-настоящему хорошая выдача в ответ на запрос "рассказы" была сформирована на основании идеи, что жанр литературного рассказа немыслим без признанных авторов. Сначала - идея, потом - поиск нужной информации и формирование результатов. Я далек от мысли, что самостоятельно смогу придумать единственно верную модель выдачи по запросу "порнография", но, глядя на то беспомощное, что предлагают сегодня Яндекс и Google, кое-какие очевидные шаги хочется предпринять.

Продавцы порнографии не устают повторять, что все пользователи с таким запросом хотят получить порно. Нашел, купил, употребил. Такова железная логика любой торговли: пользователи с запросом "автомобили" хотят приобрести автомобиль, "Египет" означает, что человек собрался провести там отпуск, а спросившему "героин" не терпится ширнуться.

Безусловно, желающие употребить имеются. Но это не "все" пользователи, только часть. Альтернативу торговому мейнстриму, рассматривающему интернет-аудиторию исключительно как сообщество покупателей, можно найти для любого информационного запроса. Слова те же, цели поиска - другие. С запросом "порнография" несложно представить родителей, озабоченных не этим самым, а проблемами своего ребенка, впервые столкнувшегося с порно-феноменом в Сети. В поисках аргументов родители зайдут на сайт поисковой системы и...

Согласно современным представлениям о качестве поиска, в ответ на запрос поисковик должен найти все соответствующие запросу страницы и сформировать выдачу по убыванию меры соответствия (по релевантности). Для запроса "порнография" Яндекс знает не менее 10 миллионов страниц. В результатах поиска можно просмотреть всего тысячу, самых-самых соответствующих. В рамках родительского интереса нам нужно найти не порно, а статьи о нем. Явлению не одна тысяча лет, порнографию изучали медики, психологи, юристы, политологи, литераторы, кинематографисты и др., тема очень популярна в журналистике. Казалось бы, информации должно быть много.

Просмотрел всю тысячу результатов поиска, отобрать и проаннотировать удалось всего лишь 75 ссылок, см. выдачу Нейрона по запросу статьи о порнографии. Субъективные комментарии к процессу отбора (это впечатления, а не доказательства с цифрами).

  • Ссылки на интересные статьи более-менее равномерно встречаются в диапазоне 1-1000 результатов поиска.
  • Статьи условно делятся на две группы: а) много раз скопированные, б) мало. Дубликаты по результатам поиска "размазаны" неравномерно. Чем больше копий одной и той же статьи, тем чаще встречаются ссылки на нее в топовом диапазоне. Интересные статьи, для которых копий не заметил, начали попадаться, начиная от 400-500 позиций.
  • Результаты поиска представляют собой хорошо перемешанную смесь из разных типов ресурсов: энциклопедия - статья - дорвей - новость - упоминание о фильме - форум - порносайт - дорвей - энциклопедия - упоминание - форум - новость - копия статьи - порносайт и т.д. Выглядят достаточно разнообразно, но, преследуя какую-то одну цель поиска, ориентироваться в таком наборе ссылок не очень удобно.
  • В Тор1000 хорошо представлены результаты усилий по "статейному продвижению" порносайтов с помощью бирж. Объем можно оценить по запросу "Одним из жанров порнографического искусства является". 7229 найденных копий, в сниппетах фраза о порнографическом искусстве особенно хорошо смотрится под заголовками страниц "Такси и аренда автомобиля", "Евроремонт своими руками", "Туризм в Объединённых Арабских Эмиратах" и т.п. Многое из этого евроремонта такси в эмиратах попало в выдачу по запросу "порнография".
  • Информативность сниппетов оставляет желать лучшего, безошибочно видны только ссылки на порносайты.
  • В некоторых случаях найденный интересный документ был явно вторичного происхождения, приходилось искать первоисточник.
  • Время работы (просмотр SERP Яндекса, отбор, аннотирование ссылок в Нейроне) - примерно 10 часов.

Итого: за два дня 70-80 ссылок. Подборка неплохо отражает взгляды общества на это явление: дается оценка бизнеса, статистика; есть мнения ученых, педагогов, медиков, представителей религии и культуры, государства; эмоциональные материалы о том, что порно вредно, и не менее эмоциональные о его если не пользе, то "безобидности"; юмор; исторический экскурс в древнегреческую "игривую" культуру; особенности порно в японском, американском, венгерском, русском и даже арктическом вариантах; холивар о разнице между порно и эротикой; примеры экспертизы и др.

70-80 ссылок - много или мало, если мы рассматриваем порнографию как тему именно информационного спроса, а не ищем голый видеоряд? Прочтя или даже бегло просмотрев отобранные материалы, представление получишь неплохое. Но все ли смогут и захотят посвятить несколько часов поиску? За привычные 10-15 минут найдутся 2-3 ссылки, зато вдоволь насмотришься предложений в стиле "Если вам уже есть 18+ лет". В результате и "тема сисек не раскрыта", и от поиска впечатления не самые лучшие.

Я часто пишу, что однотипная выдача в ответ на информационный запрос, который невозможно понять однозначно, - не очень удачное предложение поисковиков пользователям. Для оценки этого показателя даже есть специальный анализатор. В разобранном сегодня примере мы видим противоположную сторону медали: результаты поиска представляют неструктурированную смесь ссылок на разные типы ресурсов, но к идеалу мы не приблизились. Монотонная выдача приводит к тому, что только часть пользователей вообще не получает релевантных результатов. Ассорти в результатах поиска заставляет уже всех пользователей тратить лишнее время на сортировку. Где разумный баланс?

Выходом может быть такой подход: если запрос предполагает несколько целей поиска пользователям нужно предлагать не отдельные ссылки, а группы родственных ссылок, своего рода, "каталог" соответствующих запросу возможных направлений поиска. Как видим, добавление даже одной группы к рассмотренному запросу четко делит поток пользователей на желающих потреблять и желающих изучать порнографию.

Конечно, создание таких вот "каталогов" для сотен тысяч информационных запросов - дело не самое простое. Но и сегодняшний запрос выбран с умыслом. Приведенный пример хорошо иллюстрирует, как не слишком уж сложный ручной труд может привести к результату, который изменит представление о поиске примерно у шести миллионов человек в месяц.

ЗАДАТЬ ВОПРОС | ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ | ОСТАНОВИТЬ ПОДПИСКУ


Ищем заинтересованных людей.
Тема - создание системы экспертного поиска в Рунете.
Адрес редакции - subscribe@ashmanov.com
Пишите, ждем. См. подсказку "О чем можно и нужно писать в редакцию"

Подписаться на рассылку "Проблемы качества поиска" можно, отправив письмо с заголовком EXPERT_SEARCH_SUBSCRIBE на адрес subscribe@ashmanov.com.
Адрес для отписки - тот же.

Успехов Вам!

Выпуск подготовил Андрей Иванов
"Ашманов и Партнеры"


АРХИВ РАССЫЛКИ

Copyright © 2003-2009 'Ашманов и Партнеры'
При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на www.optimization.ru/subscribe

 


Рейтинг@Mail.ru



Ашманов и Партнеры