Поисковая оптимизация
и продвижение сайтов в Интернете

Статьи и конференции по поисковому маркетингу


 





Конференция Семинары Рассылка о поиске Рассылка о продвижении Сервисы Статьи Книга




Рассылка о поиске


Анализатор омонимов

Об отношении [запросы/переходы] в поисковых системах

О релевантности дополнений Яндекса и Google

Метапоиск в браузере

Люди и алгоритмы. Поисковые технологии - 2010

Два подхода к геотаргетингу в SERP

Омонимия и полисемия в результатах поиска

Качество поиска - одной цифрой

357 афоризмов из "Горе от ума"

Дублирующие ссылки в выдаче

Порнография как объект поиска

Поисковый спам - примеры плохих идей

Коэффициент дублирования

Поиск по запросам-синонимам

Экономика сетевого плагиата

Региональный "Арзамас-2"

Первые успехи и первые ошибки экспертов

О моделировании поисковой выдачи

Кластеризация as is

Транзакционность и ранжирование


Коммерческое и некоммерческое


Забытое старое от W3C

Итоги одного эксперимента

Приватизированный индекс

Парадоксы релевантности

Парадигмы поиска или Божественный экзамен

Проблема выбора экспертов

Предисловие ненаписанной книги



Ежегодная конференция Internet Business Conference Russia 2014

Ежегодная конференция для бизнеса IBC Russia 2014 пройдет в Москве 27-28 ноября.
В программе конференции три потока: веб-технологии для бизнеса, интернет-реклама и digital-стратегии, поисковая оптимизация и продвижение. Впервые на конференции добавлены практикумы для выполнения практических заданий!

Успейте зарегистрироваться до повышения стоимости!


Запрос на услуги по продвижению сайтов

Чтобы отправить запрос на наши услуги, заполните форму ниже и нажмите кнопку Отправить. Мы проанализируем ваш сайт и перезвоним вам в течение рабочего дня.

* — поля обязательные для заполнения
** — заполните хотя бы одно из полей

ГлавнаяРассылка о поискеКоммерческое и некоммерческое

Выпуск 8. Коммерческое и некоммерческое

Проблемы качества поиска
== выпуск 08 ==


  АШМАНОВ и ПАРТНЕРЫ

КОММЕРЧЕСКОЕ И НЕКОММЕРЧЕСКОЕ
непростые вопросы

От редактора
Коммерческое и Некоммерческое - непростые вопросы
Веселая ретроспектива - Формула и критерии...
Задать вопрос, подписаться на рассылку
ОТ РЕДАКТОРА

В статье "Технологии в основе алгоритма ранжирования Google" прочел забавную фразу: "Смысл поиска за последнее десятилетие сместился с требования "дайте мне то, что я сказал" к "дайте мне то, что мне нужно..." Забавную, потому что еще слишком хорошо помню слоган Яндекса времен даваниятогочегосказал: "Поиск - это искусство". Текст этот до сих пор можно найти в Сети.

Как известно, в хорошем вопросе содержится половина ответа. Мы считаем, что искать и находить нужное в ворохе текстов в Интернете - умение не только поисковой системы, но и пользователя, задающего запрос.

Вообще-то абсолютно верная мысль - часть ответственности за результат лежит на пользователе. Даже в условиях современной интерпретации смысла поиска вряд ли можно ожидать, что искусственный интеллект разовьется до коммунистического идеала удовлетворения пользователей и обеспечит поиск по принципу "дайте мне то, что мне нужно, несмотря на то, что я не знаю, как это спросить". Помните, надеюсь, как люди должны были жить и работать при коммунизме: от каждого - по способностям, каждому - по потребностям. Хотя Google и заявляет:

Мы работаем над пониманием намерений пользователей для того, чтобы показывать им именно ту информацию, которую они хотят увидеть, а не только то, что они написали в поисковом запросе.

Получается, если раньше в ответ на запрос пользователь получал что-то не то, это можно было объяснить недостаточным овладением им искусством поиска. Теперь, видимо, недопониманием пользователем своих собственных желаний. Зато успех легко и приятно отнести к доказательству мощи искусственно интеллектуальных поисковых технологий.

В отношения "нужно" и "сказал", "хотят" и "написали" искусственный интеллект вмешивается пока, что называется, по мелочам - исправляет gkfcnbrjdst jryf на пластиковые окна, финомен на феномен, распознает аббревиатуры. И, как сказано в упомянутой статье, даже может верно интерпретировать сокращения в словосочетаниях, по крайней мере, не путать докторов с дорогами. Это большие достижения! Я даже возьмусь предсказать, что будет объявлено следующей большой победой ИИ в поиске - скорее всего, ввод в действие геотаргетированной выдачи. И мне, наконец-то, в ответ на запрос, например, мебель, покажут не набор ссылок на московские магазины и статью "Мебель" из Википедии, а ту же статью из Википедии и набор ссылок на родные - казанские - магазины и фабрики. Ну, и т.п. для любого города: каждому - Википедию в качестве информационной составляющей ответа плюс местные торговые точки. Москвичей, наверное, таргетируют с точностью до района. :0)

Но представление о возможности распознавания некоего истинного, оторванного от текста запроса смысла - мифологично. Ответственность за результат честно делится пополам между пользователем и поисковой системой: пользователь должен показать себя человеком, умеющим выражать свои мысли, поисковик - адекватным партнером. Это означает, показывать максимум соответствующей запросу разной информации, а не пытаться играть в угадайку истинного желания в ситуациях, где их может быть несколько. Чем длиннее запрос, тем меньше надо "распознавать смысл", тем меньше возможных предложений в выдаче, тем важнее точность каждой ссылки. Чем короче запрос, тем больше количество возможных смысловых интерпретаций, тем важнее смысловая структура (рубрикатор) ответа.

При таком взгляде на вещи и у пользователей появится смысл формулировать запросы так, чтобы их сложно было понять неправильно. Это логичнее и позитивнее, чем представлять банальную операцию искусством или надеяться на поисковик в стиле "хочешь жни, а хочешь куй - все равно получишь именно то, что ты хотел".

Для обеспечения адекватности поисковым машинам в будущем придется решать не только простые задачи по автоисправлению ошибок набора, но и целый ряд по-настоящему смысловых проблем. Одну из них мы сегодня и обсудим, это известная всем проблема коммерческого и некоммерческого.

* * *

В прошлом выпуске обещал экспертам Нейрона "кнопку в браузере" для удобства создания закладок. Вот она:

После установки выглядит так:

Кнопка Нейрона

Как пользоваться, подробно не расписываю; находясь на странице, которую хотите добавить в закладки и проиндексировать, нажать, дальше все очевидно.

КОММЕРЧЕСКОЕ И НЕКОММЕРЧЕСКОЕ - Андрей Иванов

Выглядит эта проблема так: результаты поиска по большинству популярных информационных запросов в случаях, когда формулировка совпадает с названием какого-нибудь товара или услуги, представляют собой набор ссылок на сайты с однотипными коммерческими предложениями. Примеры:

  • окна в Яндексе и окна в Google - выдача на большую глубину состоит из ссылок на главные страницы компаний, предлагающих купить пластиковые окна;
  • инструктор в Google и инструктор в Яндексе - это выдача не на запрос "инструктор", а, фактически, на запрос "инструктор по вождению в Москве";
  • цветы в Яндексе и цветы в Google - 80% выдачи представляет собой ответ на запрос "доставка цветов". Не так давно было 100%.

И т.п. На последнем примере видно, что разработчики поисковых систем хорошо знакомы с явлением коммерциализации выдачи по нечетким запросам и даже пытаются что-то предпринимать. Например, gogo.ru (поисковик компании Mail.Ru) предлагает явное разделение, пользователь имеет возможность выбора между "всеми" результатами, "коммерческими" и "информационными". На поверку, см. тот же запрос - окна, Тор10 категории "Все" девятью ссылками совпадает с Тор10 "коммерческой" подборки. А вот набор ссылок на "информационные" ресурсы отличается. Прокомментирую каждую позицию.

  1. Независимый информационный портал о Востоке "Окно в Азию" - несоответствие ответа смыслу запроса. Это не про "окна", это про Азию.
  2. Окно - Википедия - ОК.
  3. Пластиковые окна и все о них - в 99% случаев за фразу "все о" можно банить, не глядя. Этот сайт исключением не является.
  4. Корпорация ВСЕКАН предлагает: ОКНА и ДВЕРИ из итальянского профиля - это "информационное" предложение?
  5. Выбираем пластиковые окна - статья Владимира Печерского с хедером в виде блока рекламы от Гугла и футером в виде блока рекламы от Яндекса, в обрамлении "Рецепта приготовления блинов", "Все об УЗИ во время беременности", южнокорейских генетиков, которые клонировали турецких кошек и др. не менее познавательных и актуальных статей.
  6. Оконный супермаркет. Окна ПВХ. Изготовление и установка современных... - очень "информационно".
  7. Мозаика окон, дверей и фонарей - Подвижной состав - Метро не... - статья неизвестного автора об экстерьере вагонов метрополитена.
  8. Густав Майринк. Ангел западного окна - битая ссылка на "заимствованный" из библиотеки Мошкова текст. Все абзацы слиты в один.
  9. Рассада на окне - статья Галины Коровиной на белорусском сайте с названием "Salon.by - мебель. Иллюстрированный каталог мебели от 37 продавцов".
  10. http://www.demetra.ru - главная страница сайта группы компаний из Иркутска, среди продукции есть пластиковые и алюминиевые окна.

Сравнение "всекоммерческой" выдачи с "информационной" явно не в пользу последней. В первом случае все четко и ясно - вот вам профессионально сделанные продающие сайты крупных, в основном, московских компаний. Во втором, простите, черт-те что. Но первая выдача на деле представляет собой ответ не на запрос "окна", а на запрос "пластиковые окна в Москве".

Читатели рассылки не новички в деле продвижения сайтов, поэтому я воздержусь от объяснений "почему так", все это и без объяснений отлично знают. Но задам несколько вопросов.

  • Является ли запрос "окна" синонимом запроса "пластиковые окна в Москве"?
  • Должна ли выдача в ответ на запрос "окна" быть неотличимой от выдачи по запросу "пластиковые окна в Москве"?
  • Все ли пользователи, сделавшие запрос "окна", живут в Москве и собираются покупать пластиковые окна?
  • Все ли пользователи, сделавшие запрос "окна", собираются покупать окна?

Вопросы риторические, и если вы четыре раза ответили "нет", вот следующая порция.

  • Должна ли в выдаче по запросу "окна" на первой странице быть информация о деревянных окнах?
  • Об алюминиевых?
  • О пластиковых?
  • О металлопластиковых?
  • О деревоалюминиевых?
  • Об окнах в архитектуре?
  • Об окнах в дизайне интерьера?
  • О крупных производителях окон?
  • О технологиях производства окон?
  • О приемах самостоятельной установки окон?
  • О передаче Дмитрия Нагиева "Окна"
  • О ресторане "Окна" в Москве, на 2-й Тверской-Ямской
  • О кафе "Окна" в Чебоксарах?
  • О повести Евы Колгановой "Окна"?
  • О программных окнах (например, Windows)?

Это уже вопросы не риторические. Ссылок на первой странице всего десять, а здесь перечислено пятнадцать возможных тем, и список, явно, неполон. Причем, даже не рассматривались темы, где слово "окна" использовано в единственном числе (например, два одноименных рассказа "Окно" - Боба Лемана и Нины Катерли, стихотворение Полежаева "Окно" и др.) или входит в известное словосочетание (например "Окна РОСТА" и т.п.). При таких допусках счет возможных разных тем в выдаче пойдет на сотни. А ведь морфоразбор считается безусловным достоинством современных поисковых машин, и по многим запросам выдача добирается именно за счет падежей, ед. и мн. чисел и словосочетаний с ключевыми словами.

Ответим еще на один вопрос.

  • Есть ли среди пользователей, сделавших запрос "окна", жители Москвы в поисках продавца?

Безусловно, есть. И компании, "разместившие" с помощью SEO-технологий свои сайты в Тор10 выдачи Яндекса, Google, Gogo по этому запросу, регулярно получают клиентов. Что является прекрасным обоснованием целесообразности их дальнейших усилий в этом направлении. Но вот является ли это основанием для разработчиков поиска показывать пользователям такую "монолитную" выдачу в ущерб возможной политематической - это вопрос, на который у меня нет ответа. А у вас, читатель?

P.S.

Вопрос организации политематической выдачи - очень большой вопрос. Для его успешного решения важно одно принципиальное положение: в выдаче по информационным запросам не должно быть ссылок на коммерческие предложения. "Окна", "двери", "ремонт квартир", "строительство", "дизайн", "цветы" и т.п. - это именно информационные запросы.

Это гипотеза. Обсудить ее можно на форуме, в теме "Коммерческое и Некоммерческое".

ВЕСЕЛАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ОТ ВАЛЕНТИНА ДУБИНИНА

О формулах и критериях

О формулах и критериях"Упорядочивание результатов, как часть процесса индексирования и поиска, происходит полностью автоматически в соответствии с установленными критериями релевантности."

Большинство прочитавших этот текст слова об установленных критериях почему-то понимают как "в соответствии с формулой расчета релевантности", хотя речь здесь идет о совершенно разных вещах. Необходимо разобраться, чем формула отличается от критериев.
" Посмотреть >>

ЗАДАТЬ ВОПРОС | ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ | ОСТАНОВИТЬ ПОДПИСКУ


Ищем заинтересованных людей.
Тема - создание системы экспертного поиска в Рунете.
Адрес редакции - subscribe@ashmanov.com
Пишите, ждем. См. подсказку "О чем можно и нужно писать в редакцию"

Подписаться на рассылку "Проблемы качества поиска" можно, отправив письмо с заголовком EXPERT_SEARCH_SUBSCRIBE на адрес subscribe@ashmanov.com.
Адрес для отписки - тот же.

Успехов Вам!

Выпуск подготовил Андрей Иванов
"Ашманов и Партнеры"


АРХИВ РАССЫЛКИ

Copyright © 2003-2009 'Ашманов и Партнеры'
При копировании или цитировании материалов обязательна ссылка на www.optimization.ru/subscribe

 


Рейтинг@Mail.ru



Ашманов и Партнеры